Делаем своими руками

Какое природное явление бывает только зимой

Какое природное явление бывает только зимой

Какие природные явления бывают зимой. Явления в неживой природе

Елена Новикова Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе». Тема: Зимние явления в неживой природе. Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию. Программное содержание: 1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха). 2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. 3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа 4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать. 6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа 1 .Рассматривание картин на зимнюю тематику 2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках. 3 .Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках. 4. Рисование снежинок. 5. Вырезывание снежинок из салфеток. Материалы и оборудование Дем. — модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно — рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод. Ход непосредственно образовательной деятельности Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно. «Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозы- И ВЕСНА настала!» Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей — осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего — здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее. Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского «Летят снежные пушинки».

Хотите его послушать? Ответы детей. Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа. О каких снежных пушинках идет речь? На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами») Где побывали ученые? (в облаках) Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки) Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара) Как образуется наст?(твердая корочка на снегу) Кому тяжело передвигаться по насту? Почему? А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка «Зимний сон» Тихо, тихо сказку напевая, Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках) Теплым одеялом укрывая, Землю и деревья, и дома. Над полями легкий снег кружится, В полночь звезды падают с небес. Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес. Спят на елках золотые совы, В сказочном сиянии луны. На опушки леса спят сугробы Как большие снежные слоны. Все меняет форму и окраску, Гасят окна сонные дома. И, зима рассказывая сказки Засыпает медленно сама. Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые — исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей) Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово»пожалуйста») .Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная?

(приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) .Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным). Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат ). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз) Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата). Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос) Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки.

В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды). Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет — грустную.

Публикации по теме: Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться. Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;. Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш. Зима – удивительное время года. Этот сезон преподносит людям немало сюрпризов – необычных погодных явлений. Некоторые из них доставляют немало хлопот, другие – удивляют. Мы расскажем, что такое ледяной дождь и бывают ли зимой гроза и радуга. Ледяной дождь Ледяной дождь — необычные атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха от 0 до -15°С в виде твердых прозрачных шариков льда диаметром 1-3 мм. Внутри шариков — незамерзшая вода. Ледяной дождь образуется, когда слой теплого воздуха в атмосфере попадает между двумя слоями холодного воздуха.

Замерзшая в верхнем холодном слое влага тает, попадая в теплый слой. Продолжая падать, капли дождя у самой земли оказываются в слое с температурой ниже нуля, но переходят не в снег или лед, а в особое состояние воды. Падая с высоты, шарики разбиваются, вода вытекает и образует ледяную корку. Для России ледяной дождь — явление нечастое. Самые сильные ледяные дожди каждый год обрушиваются на Северную Америку. Слой наледи, покрывающий все после ледяного дождя, может нанести серьезный ущерб природе и человеку. Покрываясь коркой, каждая ветка дерева «герметизируется», становится очень хрупкой, похожей на хрустальную. Часто большие ветви под тяжестью льда ломаются, создавая проблемы для автомобилей и пешеходов в городе. Опасно это явление и для линий электропередачи, так как ведет к их обрыву. А гололед на городских улицах становится причиной травматизма, автомобильных аварий и дорожных коллапсов. Какое природное явление бывает только зимой 25 декабря 2010 года ледяной дождь прошел над средней полосой России. В Москве и Подмосковье были многочисленные обрывы линий электропередачи. Без электричества остались более 400 тысяч человек, полностью был обесточен аэропорт Домодедово. Из-за падения веток и целых деревьев пострадали 27 человек, один погиб. В результате гололеда за два дня получили травмы 1350 человек. Случаи ледяного дождя и гололеда были и в других регионах России. В уральском городе Троицке из-за гололеда на два дня были закрыты школы. На автотрассе М5 в районе Златоуста образовался огромный затор из-за того, что тяжелые грузовики не могли подняться на уклон. 26 декабря 2010 года ледяной дождь накрыл и Западную Европу. В Польше из-за обледеневших проводов без света остались тысячи людей. На некоторых направлениях перестал работать электротранспорт.

В Германии дорожные патрули фиксировали сотни ДТП, на автомагистралях возникли серьезные пробки. Какое природное явление бывает только зимой Снежный шквал Снежной шквалом или бурей называют зимний ураган, во время которого скорость ветра достигает 56 километров в час. Территория распространения снежной бури может быть сколь угодно обширной. Если скорость ветра при шквале превышает 60 километров в час, ей присваивается собственное имя. Совсем недавно, 22 декабря 2013 года, снежный шквал пронесся над территорией США. По сообщению информагентств, не менее 600 человек погибли, еще пятеро получили серьезные ранения в результате последствий снежного шторма. Почти 300 тысяч домов остались без электричества в штате Мичиган. 100 тысяч зданий — в штатах Нью-Йорк и Мэн. В аэропортах США были отменены более 500 авиарейсов. На следующий день снежная буря, сопровождаемая ледяным дождем и ветром, достигла Канады. Здесь без электричества остались 400 тысяч человек, были отменены сотни рейсов в аэропортах Оттавы, Торонто, Монреаля и других городов. Этот снежный шторм стал сильнейшим в Канаде за последние 15 лет наблюдений. Какое природное явление бывает только зимой Если для северных широт снежные бури – явление привычное, хоть и доставляют массу хлопот, то для южных регионов нашей планеты – настоящий катаклизм. 11 и 12 декабря 2013 года в Израиле не прекращался снегопад, который парализовал транспортное движение. Снег выпал в Иерусалиме, на Голанских высотах, в Верхней Галилее и в Мицпе-Рамон. В связи с аномальными погодными условиями были закрыты учебные заведения. По данным метеорологов, за несколько часов на Иерусалим выпало 72 мм осадков.

Какое природное явление бывает только зимой Сильные морозы Аномально сильные морозы наблюдались в России в декабре 2012 года. По наблюдениям метеорологов, таких холодов не было в нашей стране уже 74 года. Они держались две недели — в Центральном регионе России в 2012 году был зафиксирован рекорд по продолжительности аномальных холодов. Но тяжелее всего пришлось жителям Сибири, где термометры показывали до минус 50. Из-за мороза в нескольких регионах на неделю отменялись занятия в школах. В 2012 году только в Москве счет пострадавших от аномального холода шел на десятки: 21 человек погиб, 271 человек пострадал от переохлаждения и обморожений. Какое природное явление бывает только зимой В прошлом веке самая низкая температура воздуха на Земле была зарегистрирована в Антарктиде, на советской станции «Восток» 21 июля 1983 года, когда платиновый термометр показал -89,2 градуса по шкале Цельсия. Но совсем недавно ученые из американского Национального центра информации по льду и снегу заявили о новом температурном рекорде на нашей планете – минус 91,2 градуса! Новый рекорд — тоже родом с южного континента, только теперь полюсом холода стала гора рядом с японской антарктической станицей «Купол Фудзи». Правда японцы измерили температуру со спутника.

Самая низкая температура, зарегистрированная на территории России — минус 78 градусов по Цельсию. Эта аномально низкая температура наблюдалась в верховьях реки Индигирки, которое принято считать полюсом холода Северного полушария. Зимняя гроза Принято считать, что грозы – исключительно летнее явление природы. Но иногда они случаются и зимой, когда дневные температуры лишь на несколько градусов поднимаются выше нуля. Такие грозы называют снежными. Явление это довольно редкое. Средняя повторяемость таких гроз — один раз в 5 — 10 лет. Только при очень глубоких и быстро движущихся циклонах влажный воздух с морских широт, поступая на континент большими массами и на большой скорости, вызывает сильную электризацию воздуха, которая и порождает грозы. Какое природное явление бывает только зимой 24 декабря 2013 года зимнюю грозу со снегопадом наблюдали жители Петербурга. Метеорологи связывают аномалию с теплой погодой, которая стоит в Северной столице в этом декабре — плюс пять градусов по Цельсию.

Еще один сюрприз природы – после грозы над городом повисла зимняя радуга. Зимняя радуга У зимы, кроме морозов, буранов и гололеда, есть и приятные природные явления. Например, зимняя радуга. Это преломление световых лучей на мельчайших кристалликах льда, висящих в воздухе. Зимняя радуга сродни такому редкому атмосферному явлению, как гало. Разница в том, что гало возникает, когда кристаллики льда, получая электрический заряд, выстраиваются в определенном порядке. А для зимней радуги нужно, чтобы кристаллики, наоборот, не обладали никаким зарядом и были ориентированы хаотично. Три составляющих радуги зимой – яркое солнце, крепкий мороз и высокая влажность – совпадают чаще всего при смене погоды, например, с приближением метели или морозов. И еще – если летом мы наблюдаем радугу-дугу, то зимой есть вероятность увидеть радугу, которая представляет собой замкнутое кольцо. Какое природное явление бывает только зимой Зимнюю радугу наблюдали в этом декабре петербуржцы после зимней грозы. А 6 декабря 2012 году любоваться на это редкое зимой явление посчастливилось жителям Новокузнецка.

В городе Кольцово Свердловской области 10 декабря 2012 года видели круглую радугу вокруг солнца. Гигантские снежинки Обычная снежинка редко превышает размеры 5 мм и весит 4 мг. Но случаются исключения. Так в Сибири людям приходилось наблюдать снежные хлопья 30 см в диаметре. Рост снежинок напрямую зависит от температуры и влажности воздуха. Чтобы снежинки получились аккуратной и правильной формы, необходима температура воздуха от -5 до -20 градусов по Цельсию. При температуре ниже 30 градусов снежинки выпадают в виде «алмазной пыли». Крупные снежинки образуются при повышенной влажности воздуха, их чаще можно увидеть вблизи водоемов, так как испарение воды создает самые благоприятные условия для их образования. Какое природное явление бывает только зимой Самые крупные снежинки в нашей стране наблюдали жители Москвы в 1944 году. Они были размером с ладонь и напоминали страусиные перья. Ученые объяснили это явление так: из районов, близких к Северному полюсу, спустилась волна холодного воздуха, в облаках началось образование снежинок. Но упасть на землю они сразу не могли: их поддерживали восходящие теплые потоки воздуха от нагретой земли. Снежинки плавали в высоте и слипались вместе, образуя хлопья. К вечеру воздух у земли остыл, восходящие струи ослабли, и начался удивительный снегопад. А самая большая снежинка в мире была зафиксирована в Америке, она была диаметром 38 см при толщине 20 см. Такие гигантские снежинки выпали в городе Форт-Кео, штат Монтана, в 1887 году. Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега) , поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию. Программное содержание: Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха) . Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности. Рассматривание картин на зимнюю тематику Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках. Рисование снежинок. Вырезывание снежинок из салфеток. Материалы и оборудование Дем. — модели планет (Солнца и Земли) ; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке) , снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце. Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно — рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод. Ход непосредственно образовательной деятельности Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно. «Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозы- И ВЕСНА настала!» Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей — осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего — здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее. Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского «Летят снежные пушинки» . Хотите его послушать? Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь? На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками» , «Звездочка с шестью лучами» ) Где побывали ученые? (в облаках) Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки) Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара) Как образуется наст? (твердая корочка на снегу) Кому тяжело передвигаться по насту? Почему? А почему заяц по насту мчится как по паркету? Физкультминутка «Зимний сон» Тихо, тихо сказку напевая, Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках) Теплым одеялом укрывая, Землю и деревья, и дома. Над полями легкий снег кружится, В полночь звезды падают с небес. Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес. Спят на елках золотые совы, В сказочном сиянии луны. На опушки леса спят сугробы Как большие снежные слоны. Все меняет форму и окраску, Гасят окна сонные дома. И, зима рассказывая сказки Засыпает медленно сама. Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые — исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово «пожалуйста») . Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным) . Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз) Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата) . Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос) Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды) , (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды) . Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет — грустную. Одним из самых красивых времен года, безусловно, является зима. Ее с нетерпением ждут и дети и взрослые, ведь морозная снежная погода зимой всегда поднимает настроение.

Классификация природных явлений: примеры

Климатические аномалии подразделяются по характеру происхождения, воздействия, продолжительности, масштабу и регулярности. Сами по себе представляют собой любое естественное метеорологическое изменение. По происхождению они бывают геоморфологическими, биогеохимическими, космическими и климатическими. Самыми распространенными считаются последние (дождь, тайфун и т. д.). А наиболее красивые из них — зимние явления природы (примеры: снег, В Азии и Америке в последнее время участились случаи геоморфологических феноменов (цунами, вулканы, землетрясения). По продолжительности метеорологические аномалии подразделяются на мгновенные, кратко — и долговременные. К первым относят и землетрясение, ко вторым — паводок, дождь, шквал, а к третьим — пересыхание реки или изменение климата. Что касается регулярности, то по этому критерию природные явления могут быть сезонными или суточными. Наибольшую опасность для жизни людей представляют стихийные метеорологические феномены — смерч, тайфун, молния. К таковым могут относиться и зимние снежный шквал и аномальный мороз). Существуют в окружающем мире и довольно интересные редкие феномены. Среди них можно выделить лунную радугу, гало-эффект, звездный дождь, полярное сияние и многие другие.

Чем характеризуется зима: примеры

По праву считается самым суровым периодом в северных широтах. Стоит отметить, что ближе к экватору зима наступает в июне-июле. Связано это с тропическим климатом и полярностью планеты. Одним из первых признаков приближения зимы являются незначительные заморозки и короткий световой день. Погода зимой в странах Северного полушария, особенно в России и Скандинавии, иногда поражает своей беспощадностью. Например, в Норвегии температура воздуха может опуститься до -45 градусов, а в Сибири и вовсе до -70 градусов. Зато насколько прекрасна природа зимой (фото см. ниже)! Особенно это касается диких лесов и высоких гор. Какое природное явление бывает только зимой Кроме того, с приближением этого времени года наблюдаются такие зимние явления природы, как низкие облака, отсутствие ветра, мороз. Наиболее частыми климатическими аномалиями с середины декабря являются снег, метель, сугробы, гололедица и прочие.

Зимние явления: мороз

В это время года в северных странах стоит очень холодная погода. Зимой морозы там могут достигать порога в -60 градусов и ниже. В странах с умеренным климатом погодные условия являются более терпимыми и мягкими (до -20 о С). Мороз как природное явление можно подразделить на категории: слабый (до -3 о С); умеренный (до -12 о С); значительный (до -22 о С); лютый (до -43 о С); крайний (до -54 о С); аномальный (ниже -55 о С). Стоит отметить, что морозная погода при сухом климате переносится куда легче, чем при влажном.

Зимние явления: снег

Выпадение осадков в морозную погоду происходит в виде кристаллизованных капель воды. Во время прохождения через холодные частички влаги замерзают, сцепляются и падают на землю. Это явление и называется снегом. Оно считается самым частым по вероятности наступления в зимний период после мороза. Какое природное явление бывает только зимой Стоит отметить, что каждая снежинка не превышает в диаметре 5 мм. Тем не менее, в природе неоднократно наблюдались и исключения (до 30 мм). По форме снежинки отличаются друг от друга. В первую очередь это касается переплетения граней. Несмотря на это, все они имеют идеальную симметрию и четкие контуры. Каждая снежинка представляет собой шестиугольник. Такой формат образования обуславливается формой молекулы воды, которая имеет 6 граней. Именно поэтому в итоге кристаллики льда, соединяясь и наращиваясь в атмосфере, создают идеальный шестиугольник. Также на форму снежинки влияют влажность и температура воздуха.

Чем выше первый показатель и ниже второй, тем больше и причудливей будет контур. Выпадение снега зимой играет очень важную роль. Сугробный настил хорошо держит тепло, не давая растениям и насекомым погибнуть в сильный мороз. Также снег создает достаточный запас влаги для того, чтобы флора в весенний период могла вовремя пробудиться.

Зимние явления: метель

Этот природный феномен представляет собой перенос снега с поверхности сильным ветром. В настоящий момент выделяют 3 вида метели: низовую, общую и поземок. Снежные бури (фото см. ниже) поднимают частички льда на определенную высоту от поверхности земли, из-за чего заметно ухудшается видимость. Если слой покрова по вертикали составляет около 2 метров, такая метель называется низовой. При ней горизонтальная видимость практически равна нулю. С другой стороны, небо и облака просматриваются хорошо. Скорость ветра при низовой буре составляет порядка 10 м/с. Какое природное явление бывает только зимой Во время общей метели перенос снега осуществляется в приземном атмосферном слое. Движение частичек замерзшей воды происходит на километры вверх. При этом горизонтальная видимость может достигать более 2 метров. Определять небесные тела возможности нет. Скорость ветра во время такой метели превышает 12 м/с. Поземок представляет собой перенос снежного покрова до метра. При этом присутствует отличная и вертикальная, и горизонтальная видимость. Такое явление наблюдается чаще всего при снегопаде. Скорость ветра варьируется от 4 до 6 м/с.

Зимние явления: гололед

Эта природная аномалия напрямую связана с выпадением осадков. Не стоит ее путать с гололедицей. Это два разных понятия. Гололедица представляет собой покров замерзшей воды (при таянии снега или после дождя). Появляется только при заметном понижении температуры. Образуется даже в 0 градусов. Гололед — это образование ледяной корки на деревьях, земле, проводах, которое связано с выпадением осадков на замерзшую поверхность. Это явление возникает чаще всего во время резкого потепления в верхних слоях атмосферы. Какое природное явление бывает только зимой Гололед считается одним из самых опасных метеорологических феноменов на земле, поскольку с ним связаны тяжелые травмы и автомобильные аварии. Тем не менее, такие зимние явления природы для детей особенно интересны и долгожданны, потому что можно вдоволь накататься на коньках и санках по льду, как по катку. Нарастание гололеда происходит за считанные часы. Зато его разрушение идет крайне медленно. Чаще всего этот процесс затягивается на несколько суток.

Зимние явления: ледостав

Этот процесс возникает только на водоемах. Его продолжительность варьируется в зависимости от ландшафтной зоны и температуры воздуха. Ледостав представляет собой образование замерзшего слоя воды. Покров начинает формироваться в том случае, когда температура в реке (озере) опускается до нуля градусов. Стоит отметить, что на мелководье он образуется значительно быстрее. Оптимальными условиями для возникновения ледяного слоя являются низкая температура воздуха и отсутствие ветра. В метель покров образуется только у берегов. Такие зимние явления природы очень опасны для человека. В любой момент покров может треснуть, особенно велика вероятность трагедии во время ледохода. Этот процесс происходит на реках с быстрым течением. Вода начинает размывать лед и уносить его осколки дальше от берега. Постепенно замерзшие обломки наращиваются из-за столкновения и образуют толстые торосы.

Зимние явления: морозные узоры

Часто с минусовой температурой воздуха на окнах образуются странные узоры, словно нарисованные белой краской. Структура этих образований всегда древовидная. В метеорологии их часто называют дендритами. Морозные узоры появляются на стекле в виде замерзших молекул воды, когда на улице температура воздуха опускается ниже 2 градусов. Это своеобразный слой рыхлого, непрозрачного льда. Стоит отметить, что в образовании узоров большую роль играют микротрещины и царапины на стекле. Какое природное явление бывает только зимой Дендритная кристаллизация всегда начинается внизу окна, поскольку на молекулы воды действует сила тяжести. Учеными доказано, что при относительной влажности и резком перепаде температуры с плюса на минус подобные узоры способны покрыть 1 квадратный метр стекла всего за пару часов.

Зимние явления: сугробы и сосульки

Значительное выпадение осадков в минусовую температуру всегда влечет за собой большие снежные покровы. В большинстве случаев сугробы образуются в результате длительной метели. Возникают наносы на любых препятствиях — будь то стена, забор или же небольшой пенек. Сугробы напоминают собой песчаные дюны, но являются значительно рыхлее и пышнее. Образуются с препятствия. Сосулька представляет собой кусок льда, который свисает с какого-либо объекта (крыши, ветки, провода). Обычно она имеет конусовидную форму. Образуется во время таяния снега или стекания воды. Капли быстро замерзают под действием низкой температуры воздуха, формируя окончательную форму сосульки. Такие зимние явления природы крайне опасны для людей с наступлением плюсовой температуры воздуха. Также сосульки могут упасть вниз под действием собственной тяжести. Кроме того, из-за толстых ледяных образований часто обрываются провода и ломаются ветки деревьев.

Редкие зимние явления природы

Одной из самых удивительных климатических аномалий, связанных с этим временем года, считается снежная гроза. Такое явление случается раз в 10 лет. Снежные грозы происходят из-за резкого повышения дневной температуры воздуха. Быстро движущиеся глубокие циклоны пригоняют влажный наэлектризованный воздух, который опускается на холодную землю большими массами с раскатами грома и молниями. Еще одним редким явлением считается снежная радуга. Эта аномалия заставляет очередной раз удивиться, какой непредсказуемой и чудесной бывает природа зимой (фото см. ниже). Какое природное явление бывает только зимой Радуга возникает из-за преломления лучей солнца на кристалликах льда, которые зависли в воздухе.

Для этого необходимы 4 условия: высокая влажность, яркое солнце, отсутствие ветра. Очень редким, но крайне опасным зимним явлением считается снежный шквал. Хотя в последние годы с изменением климата на планете эта аномалия встречается все чаще. Под шквалом понимается сильная снежная буря со скоростью ветра более 60 км/ч. Такой шторм всегда знаменуется гибелью людей и серьезными разрушениями. Лариса Смоленская Занятие в подготовительной группе «Зимние явления природы» Зимние явления природы . Цель :расширение знаний детей о Зимних явлениях в природе Ребята, сегодня на Занятии мы с вами познакомимся с Зимними явлениями природы . Сейчас зима. …. Вот север тучи нагоняя. (чтение) . И рады мы Проказам матушки – зимы… Явлений в природе Это много, очень много красивых снежинок. Они падают, падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но это не так. Ученые разгадали тайну рождения снежинок. Узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, который идет летом вместе с дождем во время грозы. При снегоходе тихо и красиво падают снежинки на землю. Планируя, как маленькие парашютики кружатся в завораживающем танце. Можно, подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только нужно прикрыть нос и рот рукой, чтобы снежинка не растаяла. А теперь внимательно рассмотри эти ледяные кристаллики. Какое разнообразие форм. Существует 9 основных форм снежных кристалликов.

Им дали интересные названия Бывает, сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется МЕТЕЛЬЮ. Иногда в народе её называют вьюгой. Страшно в такую погоду! В стихотворении Пушкина точно и красиво описана метель : Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя… Но не только неприятности приносит снег. Велика от него и польза. Как важный фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится. Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть. Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные Явления – изморозь . И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает предметы тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем. Ученые подсчитали, что с одной сосны только за одну зиму осыпается более ста килограммов изморози. А сколько её на проводах? Много. Если бы охлажденные провода натянулись от мороза, то наверняка бы лопнули.

Изморозь на солнце как серебристо – сверкающее покрывало (искрится и переливается) . Побелело на ночь всюду, А у нас такое чудо! За окошком двор исчез Там волшебный вырос лес (Морозные узоры) . А как они образуются? Морозные узоры рисует мороз Иванович. Он рисует их водяным паром, который есть повсюду.

Теплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки Группируются на неровностях Зимнего солнца . А сейчас давайте разгадаем кроссворд. С неба прилетел В землю убежал (снег) 2. В белом бархате деревня – И заборы и деревья. А как ветер нападает Этот бархат опадает (изморозь) 3. Гуляю в поле, летаю на воле Кручу, бурчу, знать никого не хочу Вдоль села пробегаю Сугробы наметаю (метель) 4. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке (снежинка) 5. Скатерть бела Весь мир одела (зима) 6. Когда повяли все цветы, Мы прилетели с высоты. Мы, как серебряные пчелки, Уселись на колючей ёлке. Мы полетели на поля И стала белой вся земля (снежинка) 7. И не снег и не лёд, А серебром деревья убирает (иней) . Зимние явления природы . Цель : 1. расширение знаний детей о Зимних явлениях в природе . 2. Воспитать любовь к Природе Ребята, сегодня классный час на тему Зимние явления природы . Сейчас зима. …. Вот север тучи нагоняя….(чтение стихотворения) Вот какие чудеса творит волшебница зима. С зимою связано очень много Явлений в природе . О них мы сегодня и поговорим. Говоря о зиме, что мы сразу представляем? (снег) Ребята, а знаете ли вы, что такое снег? И где он рождается? Снег – это множество красивых снежинок. Они падают, с высоты на землю, на крыши домов, на деревья. Они тоже падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь. Когда — то считали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но это не так. Ученые разгадали тайну Появления снежинок . Стало известно, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, который идет летом вместе с дождем во время грозы. Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики.

Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку. При снегоходе тихо и красиво падают снежинки на землю. Можно, подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только нужно прикрыть нос и рот рукой, чтобы снежинка не растаяла. Рассмотри эти ледяные кристаллики. Какое разнообразие форм. Существует 9 основных форм снежных кристалликов.

Им дали интересные названия : пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая и снежинка круповидная. Звезда может иметь от 3 до 12 лучей. Иногда снежинки падают поодиночке, а иногда слепляются и образуют хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты ложатся на землю. Как шубой укрывают слои снега землю. Снег не пропускает тепло от земли. Под снегом не вымерзают растения, мелкие зверюшки согреваются в своих норках. Плохо им, когда снежный покров не ложится долго. Слой снега бывает разной толщины : от едва закрывающего землю до высоты человеческого роста и больше. Сухой пушистый снег легко переносится ветром. Бывает сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется МЕТЕЛЬЮ. Иногда в народе её называют вьюгой. Если разыгралась сильная метель, да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйти, то это уже настоящая снежная буря (пурга) . В стихотворении Пушкина описана метель : Буря мглою небо кроет… Но вот метель стихла и на улице оставила наметённые кучи снега – сугробы Если снегопады и метели были долгое время, то сугробы могут образовывать снежные заносы Ещё хуже, если снег идет мокрый. Он налипает на провода, столбы плотной массой – налепью. Под её тяжестью ломаются ветки деревьев, рвутся провода. Снег приносит большую пользу. Что фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится. Особенно хорошо видно, сколько грязи собрал снег, в конце зимы. Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица.

— Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные Явления – изморозь . Изморозь часто путают с инеем. Иней тоже бывает зимой, но чаще осенью и весной, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания воды. И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает все тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем. Иней не такой пушистый, как изморозь. Изморозь возникает пушистым густым налётом на ветках деревьев и т. д. Она кажется легкой как пух. Но легка ли изморозь? Ученые подсчитали, что с одной сосны только за одну зиму осыпается более ста килограммов изморози. А сколько её на проводах? Много. Изморозь на солнце как серебристо – сверкающее покрывало (искрится и переливается) . Дети отгадывают загадку про морозные узоры. А как они образуются? Морозные узоры рисует мороз Иванович.

Он рисует их водяным паром, который есть повсюду. Теплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллы льда, как и снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки Группируются на неровностях , на стеклах и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необыкновенными цветами, сверкающими в лучах Зимнего солнца . Не только стёкла кружевной росписью разрисовывает мороз. Рисует он ледяные цветы и на земле. Ледяные узоры на земле образуются в местах выхода теплого воздуха, там, где под землею находятся теплотрассы, у вентиляционных люков. Влажный теплый воздух быстро охлаждается и замерзает. Кристаллы льда при этом располагаются Группами , образуя узоры, похожие на пальмы, цветы. Вот мы поговорили о разных интересных Явлениях , и все они связаны с водой. Пары воды замерзают в кристальные льды и образуются снежинки, морозные узоры, изморозь. Источники: http://superpower2.

ru/krasota-tela/kakie-prirodnye-yavleniya-byvayut-zimoi-yavleniya-v-nezhivoi-prirode/

Добавить комментарий